Проект студента Вятского государственного университета Эдгара Долгого, посвященный проблеме замедления роста трещин в резине с помощью ее модификации углеродными нанотрубками, вошел в число финалистов Всероссийского инженерного конкурса в области нанотехнологий «ВИК.Нано 2017». В качестве функционализатора углеродных нанотрубок молодой ученый предлагает использовать технический углерод, являющийся традиционным наполнителем резин. Варьируя условия процесса функционализации, можно получать модифицирующие добавки с различным содержанием углеродных нанотрубок. В результате проект открывает возможность для того, чтобы наладить производство существенно более износостойких и морозостойких автомобильных шин, которых сегодня нет на массовом рынке.

фото viknano.ru

«Еще в 2012 году был замечен значительный рост числа исследований и публикаций на тему наноуглеродных трубок, в основном за рубежом. В России тоже были попытки этим заниматься, но единичные и не очень успешные, – говорит автор проекта. – Тогда и возникла идея разработки модифицирующей добавки, начались НИОКР. При этом в России на тот момент к углеродным нанотрубкам, как к перспективному материалу в области наполнителей резиновых смесей, относились скептически.

Первичный интерес у меня вызвала научная составляющая – технология. После того как были получены первые успешные результаты, стала интересна и практическая сторона проекта, а именно использование в производстве шин и резинотехнических изделий. Мы решили, что вводить нашу добавку в модельную резину с усредненными характеристиками будет неправильно, поэтому использовали реально существующую производственную рецептуру резиновой смеси боковины пневматической шины. На наш взгляд, именно в этой детали покрышки будут реализованы потенциальные свойства нанотрубок: их теплопроводность, способность деформироваться и взаимодействовать с молекулами озона.

фото viknano.ru

Перспективы данной идеи, как полноценного бизнес-проекта, безусловно, есть, но нужны инвестиции, для тщательной проработки технологии и проведения дополнительных испытаний. Мы не говорим, что полученная нами добавка станет некой «панацеей», и готовы к логичной обоснованной критике. Для нас важно получить экспертную оценку идеи, как с технологической, так и с практической, производственной, рыночной и маркетинговой точек зрения. Пока мы понимаем, что реальные производства в России чаще всего работают на импортных готовых смесях, являются дочерними предприятиями иностранных концернов. Мы для них не то что «темная лошадка», а скорее муравей».

Финальная презентация проекта функционализации углеродных нанотрубок для модификации свойств авторезины состоится в начале декабря в Москве.