Кризис ударил не только по автомобильному, но и по шинному рынку. Объемы продаж падают, водители все чаще отказываются от дорогих шин премиум-брендов в пользу «второй линии», особенно если речь идет о посадочных диаметрах 14, 15 или 16 дюймов. Вот мы и сравнили относительно доступные летние покрышки размерности 185/65 R15, да и автомобиль выбрали не из дорогих — Hyundai Solaris.

Шины для этого теста мы собирали ранней осенью 2015-го — и не были уверены, что через полгода все модели останутся на нашем рынке. Однако рубль хоть и обвалился, но, судя по всему, не настолько, чтобы вывести из игры поставщиков импортных покрышек. Что до шин, произведенных в России, то заметно увеличился их экспорт, а в поставках на внутренний рынок возросла доля брендов «второй линии». Не Nokian, а Nordman, не Continental, а Matador, не Pirelli, а Formula. Вот и у нас «вторая линия» представлена моделями Nokian Nordman SX, Tigar Sigura, Formula Energy и Matador MP 44 Elite 3. К этой же подгруппе отнесем и разработанные в России шины Cordiant Road Runner, а еще — китайские Headway и GT Radial Champiro Eco. Любопытно, что китайцы обещают выдающиеся сцепные свойства на мокром асфальте, комфорт и безопасность, а шины GT Radial даже козыряют наклейками, убеждающими, что покрышки испытаны в соответствии с принятой в странах Евросоюза классификацией по сопротивлению качению и сцепным свойствам на мокром асфальте, причем их класс выше, чем у шин Matador. Ой ли?

Измерительный комплекс Racelogic позволяет с высокой точностью определять пройденный путь и его производные по времени — скорость и ускорение.

Но мы не ограничились «второй линией»! Средиконкурсантов — покрышки Bridgestone Ecopia EP150, Hankook Kinergy Eco К425, Nokian Hakka Green 2 и Goodyear EfficientGrip Performance. Выбор именно этих моделей был продиктован еще и тем, что цены на них немногим выше, чем на шины «второй линии».

На этот раз испытания мы проводили на летнем полигоне компании Nokian Tyres близ финского городка — какое совпадение! — Нокиа.

Полигон этот небольшой. Здесь, например, нет кольцевой трассы для оценки «высокоскоростной» управляемости — и если бы мы испытывали шины класса Ultra High Performance (UHP), то, пожалуй, подыскали бы другое местечко. Но для оценки потребительских свойств, связанных с безопасностью и комфортом, здесь есть все необходимое.

Начинаем с главного — и выводим все покрышки на «чистую воду», то есть на мокрое покрытие.

При смене колес чувствуется разница в массе шин: самые легкие Nokian и Goodyear (весят по семь кг), самые тяжелые — китайские покрышки и отечественные шины Cordiant (8,1 кг).

Торможение со скорости 80 км/ч. Шесть—восемь измерений с каждым комплектом шин — и первый сюрприз. Последнюю строчку протокола занимают покрышки Bridgestone Ecopia EP150, которые мы формально относили к «первой линии». Китайские шины — и те лучше! В лидерах — Matador, Hankook и Nokian, позволившие автомобилю остановиться менее чем через 30 метров.

Теперь задача обратная: не тормозить, а разгоняться. Под колесами полуторасантиметровый слой воды. Автомобиль въезжает в специальную ванну на скорости 75 км/ч, третья передача, газ в пол, Solaris набирает примерно 80 км/ч — и передние ведущие колеса теряют контакт с дорогой: аквапланирование! С этим опасным явлением чаще всего сталкиваешься, проезжая глубокие лужи или попадая в прокатанную в асфальте колею. Однако на одних шинах аквапланирование наступает на более высокой скорости (Cordiant, Hankook, Nokian и китайские Headway), а на других заметно раньше: шины Bridgestone или Formula позволяют разогнаться лишь до 73 км/ч, а дальше «заплыв вольным стилем», то есть неуправляемое движение до тех пор, пока не упадет скорость или лужа не станет мельче.

Для оценки сопротивления аквапланированию используется ванна, залитая полуторасантиметровым слоем воды. После каждого проезда — обязательная пауза, чтобы система водоснабжения успела «вернуть» десятки литров выплеснувшейся воды

Нелишне напомнить, как поступать в такой ситуации. Главное: не паниковать и не пытаться совершать резкие маневры — даже если автомобиль несет на препятствие! Сильно вывернутые передние колеса, обретя сцепление с дорогой, швырнут машину в сторону с такой силой, что ойкнуть не успеете, как окажетесь в кювете или на встречке. Лучше всего тормозить — и готовиться к маневрам в случае необходимости. Ведь задние колеса идут по более «сухой» колее, так что автомобиль в любом случае будет снижать скорость. Но лучше, конечно, не попадать в такие ситуации — и заранее осаживать перед лужами (еще и потому, что под водой может обнаружиться глубокая яма). А на скоростных трассах стоит держаться вне колеи. И попутно не портить карму, обдавая как из брандспойта соседей по потоку.

В странах ЕС теперь все шины продаются с такими наклейками: буквенная маркировка дает представление о сопротивлении качению шин и тормозных свойствах на мокром асфальте, а также об уровне шума. Но вот незадача: классы (от высшего А до низшего G) декларируют сами производители, и на поверку маркировка не всегда соответствует действительности.

Теперь управляемость. Конечно, нынче многие проблемы решает сис­тема стабилизации, но и она работает в рамках законов физики. А это значит, что сила трения в пятне контакта покрышки с дорогой зависит от вертикальной нагрузки и коэффициента трения. Вот над повышением этого коэффициента и бьются разработчики шин. Cудя по результатам заездов по компактной трассе управляемости, здесь неплохо преуспели специалисты компаний Nokian и Hankook. Будь система стабилизации активирована, то Hankook и Nokian заслужили бы одинаково высоких оценок, но с отключенной системой (Solaris позволяет это сделать) можно выявить тонкие нюансы. Например, что скольжения на шинах Nokian более растянутые, а реакции автомобиля не столь точны. Так что субъективная оценка за надежность управления на балл ниже.

А предельной осторожности на мок­ром асфальте требуют покрышки Headway и Bridgestone: чуть переборщил со скоростью — и автомобиль отправляется в затяжное скольжение. Быть начеку заставляют и шины Cordiant: уж очень резкие срывы в занос.

Искусственные неровности в виде колодезных люков и уступов асфальта помогают оценивать плавность хода.

Оценили мы управляемость и тормозные свойства и на сухом асфальте, но здесь разница меньше, да и с точки зрения безопасности она не столь критична. Превышение пределов сцепных свойств шин на сухих дорогах общего пользования — это либо осознанное хулиганство, либо коварное стечение обстоятельств. Как бы то ни было, на сухом асфальте лидеры и аутсайдеры примерно те же, что и на мокром. К числу первых можно отнести покрышки Goodyear и Hankook, а замыкают протокол испытаний китайские шины и Bridgestone.

Комфорт мы оцениваем субъективно, и это не от лени: за долгие годы испытаний мы не раз убеждались в крайне низкой, а то и отсутствующей, корреляции экспертных оценок и показаний виброметров или шумомеров. Впрочем, на этот раз говорить о сущест­венных различиях во влиянии шин на комфорт не приходится, хотя мы и ездили по асфальту разной шероховатости, и тряслись на тарированных неровностях. Из общей массы в худшую сторону незначительно выделяются лишь шины Bridgestone, Formula и Matador. Невелик и разброс в плавности хода, но хуже других Bridgestone, Headway и Tiger, а лучше — Goodyear. И это нас не удивило: высокий уровень комфорта — фирменная примета покрышек Goodyear, и это подтверждают почти все наши сравнительные тесты.

Наиболее точный потребительский способ «химанализа» резины — измерение тормозного пути на мокром асфальте. При торможении с 80 км/ч разброс результатов превышает шесть метров!

И, наконец, приглашение на казнь. Закрепляем на асфальте гранитный брусок высотой 68 мм — и под углом 45° наезжаем на него правыми колесами. Начинаем со скорости 40 км/ч — и наращиваем ее, пока не пробьем боковину. На этот раз — из-за более высокого профиля — предел оказался в среднем куда выше, чем при испытаниях 17-дюймовых шин с 45-процентным профилем (АР №5, 2015), а четыре покрышки мы не смогли пробить даже на 90 км/ч! Это Bridgestone, Hankook, Matador и Nokian. А вот Goodyear и Tiger сдались уже на скоростях 60 и 70 км/ч соответственно. Слишком уж они нежные, особенно для тех, кто ездит не только по столичным да по платным дорогам. Кстати, шина Nokian Hakka Green 2 тоже испустила дух на 60 км/ч, но к моменту наших тестов уже было принято решение производить покрышки этой модели с усиленным каркасом — такая шина «доехала» до 90 км/ч.

Автомобиль с отключенной системой стабилизации позволяет лучше оценить влияние шин на управляемость

К слову, сам себя не похвалишь… Это ведь с нашей подачи на полигоне Nokian Tyres три года назад начали проводить «ударные» испытания.

Но в итоге даже с учетом повышенной прочности на удар новые шины Nokian Hakka Green 2 занимают почетное второе место. А на первом, пусть и с минимальным отрывом, корейские покрышки Hankook Kinergy Eco K425. Прочные, цепкие — и даже интересные с точки зрения управляемости.

Ударный тест: под конец испытаний даже гранитный брусок не выстоял, а вот среди шин-участников четыре образца выдержали наезд на это препятствие на скорости более 90 км/ч!

В аутсайдерах — китайские шины, что неудивительно, а вот провал Bridgestone Ecopia EP150 обескуражил. Однако есть у них и бесспорное достоинство: они великолепно «держат удар». Любопытно, что в сравнительных испытаниях, которые проводят наши европейские коллеги, покрышки Bridgestone Ecopia EP150 выглядят неплохо. Но это лишь наводит на мысль, что шины Bridgestone для западных рынков выпекают из более качественного «теста», чем для России.

Более ста торможений «в пол» со скорости 105 км/ч — серьезное испытание не только для шин, но и для тормозов Соляриса. Выдержали!

Hankook Kinergy Eco K425

Общая оценка: 9,6

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
88 (560 кг)

Масса, кг
7,7

Твердость резины по Шору, ед.
64

Глубина рисунка протектора, мм
7,0—7,3

Страна-производитель
Венгрия

* (доступны 25 типоразмеров от 155/65 R14 до 215/60 R16)

«Eco» в названии модели предполагает низкое сопротивление качению, хотя у нас не сложилось впечатления, что это соответствует действительности. Впрочем, и по европейской классификации у шин Hankook Kinergy Eco лишь четвертый класс экономичности (E). А вот сцепные свойства на мокром асфальте — согласно той же маркировке — относятся к высшему классу А, и поводов усомниться в этом у нас не возникло. На мокрой дороге — прекрасное сцепление и при торможении, и в поворотах.

На сухом асфальте на счету шин Hankook минимальный тормозной путь и надежность в экстремальных ситуациях. А по плавности хода на небольших неровностях они уступают лишь покрышкам Goodyear.

Удар эти шины тоже держат достойно: даже на скорости 90 км/ч мы не смогли пробить их о тарированный бордюр.

В итоге смело рекомендуем покрышки Hankook Kinergy Eco для использования на любых дорогах, в том числе и разбитых.

Плюсы:
Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте
Управляемость на сухом и мокром асфальте
Высокая ударная прочность

Минусы:
Средний уровень сопротивления качению

Nokian Hakka Green 2

Общая оценка: 9,4

 

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
92 (630 кг)

Масса, кг
6,9

Твердость резины по Шору, ед.
58

Глубина рисунка протектора, мм
7,5—8,0*

Страна-производитель
Финляндия

* (доступны 24 типоразмера от 175/70 R13 до 215/60 R16)

Новые шины Nokian Hakka Green 2 в пяти типоразмерах, включая тестовый 185/65 R15, соответствуют высшему классу АА, то есть сочетают надежное сцепление с мокрым покрытием и низкое сопротивление качению. И по результатам наших замеров покрышки Nokian обладают наименьшим сопротивлением качению, но главное, что на мокром асфальте они обеспечивают минимальный тормозной путь, а на трассе управляемости — максимальную скорость прохождения поворотов. Правда, в скольжениях автомобиль «зависает» чуть больше, чем на шинах Goodyear или Hankook, а потому субъективная оценка на балл ниже.

На сухом асфальте боковые скольжения и запаздывание реакций чуть больше, чем хотелось бы. Показатели комфорта на среднем уровне, а вот ударная прочность — одна из лучших. Финские шинники, ориентируясь на российский рынок, внедрили в конструкцию специальный подпротекторный слой из высокопрочного металлокорда. Любопытно, что «усиленные» покрышки ничуть не тяжелее обычных — и при этом легче шин-конкурентов!

Еще один прекрасный вариант, хотя и не самый дешевый.

Плюсы:
Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте
Управляемость на мокром асфальте
Высокая ударная прочность
Низкое сопротивление качению

Минусы:
Цена

Goodyear EfficientGrip Performance

Общая оценка: 8,9

 

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
88 (560 кг)

Масса, кг
7

Твердость резины по Шору, ед.
64

Глубина рисунка протектора, мм
7,7

Страна-производитель
Польша

* (доступны 35 типоразмеров от 185/55 R15 до 235/40 R18)

Многообещающее «элитное» название, да и в линейке размерностей преобладают большие посадочные диаметры.

На мокром асфальте шины Goodyear подтверждают свой высший «сцепной» класс А. И управляется автомобиль образцово: четкие реакции, мягкое начало скольжений. Но вот незадача: когда уровень воды на асфальте достигает 15 миллиметров, эти покрышки всплывают раньше основных конкурентов. Очень странно, особенно если вспомнить, что высокое сопротивление аквапланированию всегда было сильной стороной летних шин Goodyear. Однако в новой европейской маркировке (читай — системе шинных ценностей) стойкость к аквапланированию никак не отражается, и раз так, то конструкторы, видимо, рассудили, что и им напрягаться не стоит.

А вот то, что при ударных испытаниях шина испустила дух уже при 60 км/ч, нас не удивило: покрышки Goodyear и раньше неважно держали удар. Зато — наиболее мягкое комфортное качение, а в итоге — хорошие шины для хороших дорог.

Плюсы:
Сцепные свойства на сухом и мокром  асфальте
Управляемость на сухом и мокром асфальте
Комфорт
Низкое сопротивление качению

Минусы:
Низкая ударная прочность
Недостаточное сопротивление аквапланированию

Matador MP 44 Elite 3

Общая оценка: 8,8

 

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
88 (560 кг)

Масса, кг
7,2

Твердость резины по Шору, ед.
64

Глубина рисунка протектора, мм
8,0—8,3

Страна-производитель
Словакия

*(доступны 35 типоразмеров от 185/65 R15 до 225/55 R16)

Два года назад шины Matador MP 44 Elite 3 уже заслужили высокие оценки в нашем сравнительном тесте (АР №6, 2014) — и подтверждают это сейчас. Сцепные свойства на мокром асфальте на уровне лидеров теста, хотя в быстрых поворотах появилась склонность к скольжению передка.

И на сухом покрытии автомобиль вяло реагирует на руль и требует увеличенных углов его поворота. Зато на прямой Solaris на шинах Matador стабилен.

Шум от качения прослушивается во всем диапазоне скоростей, но его тональность не раздражает. При проезде неровностей уровень виб­раций приемлем, но в напряженных поворотах уже сопровождается заметными толчками на руле. Похвалим эти шины и за прочность: нам не удалось их пробить даже на скорости 90 км/ч.

Покрышки крепкие и недорогие. И, судя по всему, их качество остается стабильным.

Плюсы:
Сцепные свойства на мокром асфальте
Высокая ударная прочность
Низкое сопротивление качению

Минусы:
Средние показатели управляемости
Средний уровень комфорта

Nokian Nordman SX

Общая оценка: 8,6

 

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
88 (560 кг)

Масса, кг
7,5

Твердость резины по Шору, ед.
66

Глубина рисунка протектора, мм
8

Страна-производитель
Россия

*(доступны 27 типоразмеров от 155/70 R13 до 225/40 R18)

Для шин «второй линии» компания Nokian использует протекторные рисунки прошлых поколений: просто меняет дизайн боковины и называет такие шины Nordman. Любопытно, что покрышки Nordman одной и той же модели могут быть с разными рисунками протектора. Так, Nordman SX малых размеров — это «скриншот» протектора вышедших в тираж шин Nokian i3. Часть 15- и 16-дюймовых моделей имеет рисунок покрышек Nokian H, а 17- и 18-дюймовые Nordman SX выпускаются с эффектным спортивным протектором шин Nokian Z.

Покрышки Nordman SX демонстрируют высокие сцепные свойства на мокром асфальте, и удовольствия от управления не меньше, чем на шинах Nokian Hakka Green 2. И на сухом покрытии все хорошо, хотя упрощенный каркас не способствует ни стойкости к ударам, ни снижению сопротивления качению.

Достойные покрышки «второй линии» — на таких не грех и сэкономить, отказавшись от покупки «оригинала». То есть от шин Nokian текущего поколения.

Плюсы:
Сцепные свойства на мокром асфальте
Управляемость на сухом асфальте

Минусы:
Среднее сопротивление аквапланированию

Cordiant Road Runner

Общая оценка: 8,2

 

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
88 (560 кг)

Масса, кг
8,1

Твердость резины по Шору, ед.
66

Глубина рисунка протектора, мм
7,5

Страна-производитель
Россия

*(доступны 11 типоразмеров от 155/70 R13 до 205/60 R16)

Шины российской разработки, выпущенные на Ярославском шинном заводе, не стушевались на фоне именитых конкурентов. На счету покрышек Cordiant лучшая стойкость к аквапланированию, хороши и «мокрые» сцепные свойства в продольном направлении. И тормозные показатели на мокром асфальте достойные. Но на треке управляемости нас ждал сюрприз: автомобиль вдруг обрел склонность к заносу, да такую, что только успевай ловить машину!

Эта склонность сохранилась на сухом покрытии, хоть и в меньшей степени. С комфортом и противоударными свойствами все в порядке, чего не скажешь о сопротивлении качению.

В чем-то удачные шины, но проблема в плохом балансе потребительских качеств.

Плюсы:
Сцепные свойства на мокром асфальте
Высокое сопротивление аквапланированию
Цена

Минусы:
Склонность автомобиля к заносу на мокром и сухом асфальте
Высокое сопротивление качению

Formula Energy

Общая оценка: 8,2

 

 

Размерность
185/65 R15*

Индекс скорости
H (210 км/ч)

Индекс грузоподъемности
92 (630 кг)

Масса, кг
7,4

Твердость резины по Шору, ед.
61

Глубина рисунка протектора, мм
7,6

Страна-производитель
Россия

*(доступны 11 типоразмеров от 155/70 R13 до 205/60 R16)

Заводы обанкротившейся фирмы Amtel в Кирове и Воронеже были куп­лены концерном Pirelli — и после модернизации там начался выпуск шин под брендами Pirelli и Formula («вторая линия»).

О хорошей родословной покрышек Formula Energy говорят низкое сопротивление качению и аккуратный асимметричный рисунок протектора. Впрочем, он оказался малоэффективен на «большой воде»: автомобиль всплывает раньше всех! Но на мокром асфальте шины работают неплохо и в продольном, и в поперечном направлениях. А скольжения мягкие и прогнозируемые.

На сухом асфальте — свойственные покрышкам Pirelli быстрые и четкие реакции. Однако шума многовато, особенно на шершавом асфальте на скоростях более 100 км/ч. Зато стойкость к ударам на высоте.

Неплохой вариант по соотношению цены и качества.

Плюсы:
Сцепные свойства на мокром асфальте
Надежность управления на мокром и сухом асфальте
Низкое сопротивление качению

Минусы:
Низкое сопротивление аквапланированию
Шум