В интервью заводской многотиражке «Шинник» главный инженер завода сверхкрупногабаритных шин ОАО «Белшина» рассказал о том, как претворяется в жизнь инвестиционный проект по созданию на ЗСКГШ производства ЦМК-шин диаметром до 63 дюймов, стартовавший в 2013 году, и когда можно ожидать появления на мировом рынке инновационного продукта – сверхкрупногабаритной супер шины новой конструкции.

Олег Быстрик: Реализация проекта предусматривает две очереди. Сначала должно быть создано производство шин с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма, в дальнейшем – увеличено производство шин с посадочным диаметром 49 и 51 дюйм, наиболее востребованных на рынке горнодобывающей промышленности. Цель всего проекта заключается в увеличении ассортимента и объемов производства сверхкрупногабаритных ЦМК-шин радиальной конструкции для комплектации самосвалов БелАЗ особо большой грузоподъемности и карьерной техники зарубежного производства Komatsu, Caterpiller, Terex и др.

Вопрос: Олег Владимирович, в чем преимущество этих шин перед теми, что уже выпускает предприятие?

Олег Быстрик: Мы выпускали диагональные шины, в которых, в зависимости от размера и грузоподъемности, было от 50 до 76 слоев текстильного каркаса. А у радиальной шины только один слой каркаса из металлокорда. Радиальная ЦМК-шина более эластична, имеет мягкий ход, у нее лучшие показатели качения. Она легче и меньше нагревается при эксплуатации. У нее выше эксплуатационная выносливость, больше ходимость. ЦМК-шина обеспечивает большую грузоподъемность автомобиля, экономию топлива. Короче говоря, радиальные ЦМК-шины – это шаг вперед.

На наших заводах массовых и крупногабаритных шин подобные шины выпускаются давно и успешно. Все автобусы, самосвалы, седельные тягачи сейчас «обуваются» только в ЦМК-шины. А первые сверхкрупногабаритные радиальные ЦМК-шины мы начали делать еще в 2002 году на самостоятельно модернизированном оборудовании. Но это были экспериментальные образцы. Потом у нас был осуществлен проект модернизации сборочного оборудования, закупленного в Японии еще в советские времена для выпуска диагональных шин. На этом модернизированном оборудовании собирали радиальные ЦМК-шины с посадочным диаметром 51 и 49 дюймов. Еще есть голландский комплекс, предназначенный для сборки шин на 35 дюймов для 50-60-тонных самосвалов. И вот ныне реализуемый проект позволит нам выпускать шины с посадочным диаметром 57 дюймов для 220- и 360-тонных самосвалов, и 63 дюйма – для 450-тонных.

Вопрос: Можно ли ожидать, что «белшиновские» сверхкрупногабаритные ЦМК-шины на мировом рынке смогут составить конкуренцию грандам шинной индустрии?

Олег Быстрик: Мы и сейчас 80 процентов диагональных шин поставляем на экспорт – в Россию, Украину, дальнее зарубежье. Наши шины устанавливаются не только на БелАЗы, но практически на любую карьерную технику. Мы несколько лет добивались улучшения их ходимости, и сейчас по этому виду продукции находимся в мире на передовых позициях.

Но диагональная шина, по большому счету, уже изжила себя, устарела. А сверхкрупногабаритные радиальные ЦМК-шины для нас новый продукт, и чтобы на равных конкурировать с лидерами мирового рынка, нужно еще много работать над достижением аналогичной с их шинами ходимости. Поэтому пока мы вынуждены снижать цену.

Впрочем, нынче во всей мировой горнодобывающей промышленности кризис, поэтому и Bridgestone, и Michelin, и Goodyear тоже вынуждены снижать свои цены, порой даже на 30-40 процентов. Есть такой показатель – стоимость тонна-километр/час: соотношение цены шины, количества вывезенной на ней руды и пройденного за определенное время расстояния. По этому параметру мы стараемся быть не хуже конкурентов.

А что касается шин 57 и 63 дюйма, то их у нас пока еще нет. По утвержденному на высшем государственном уровне графику первые образцы таких шин должны быть собраны и готовы к эксплуатационным стендовым испытаниям в сентябре 2016 года. На предприятие уже завезен закупленный сборочный комплекс для этих шин. И сейчас ведутся строительные работы, готовятся фундаменты под оборудование. Мы поставили перед собой четкую задачу: в начале марта приступить к монтажу сборочного комплекса. А занимают эти работы по нормативам 6 месяцев.