Заполярье. Зима. Тусклое солнце появляется всего часа на четыре, после чего скрывается за снежной сопкой. Но рабочий день продолжается: у Олега Растегаева еще пять комплектов автошин, которые необходимо протестировать в дисциплине «управляемость на льду». А всего в тесте участвовало одиннадцать комплектов нешипованных покрышек типоразмера 205/55 R16.

В этом сезоне ситуация с нешипованными шинами стабильная – фрикционные покрышки тихо эволюционируют. Единственная яркая новинка этого сезона – шины Nokian Hakkapeliitta R2 являющиеся логическим продолжением хорошо зарекомендовавшей себя модели Hakkapeliitta R. Присутствующие на рынке достаточно давно модели Yokohama iceGUARD iG50, Bridgestone Revo GZ, Hankook Winter i*cept, Viatti Brina V-521, DMACK WinterSafe и Nordman RS участвуют в нашем тесте впервые. Остальные участники теста давно знакомы автолюбителям по предыдущим зимним тестам «Авторевю»: Pirelli Winter Ice Control, Michelin X-Ice 3, Continental ContiVikingContact 5 и Kumho I’Zen KW31.

Тестировали шины на автомобиле Audi A3. Методика тестов осталась прежней, аналогично тесту зимних шин 205/55 R16 2013. Главный приоритет отдается поведению шины на льду. Для замеров тормозного пути и времени разгона использовался закрытый трек, на котором Иван Шадричев со своим коллегой Андреем Моховым производили замеры на свежей колее, в то время как Олег Растегаев тестировал шины на пределе их возможностей на открытой 800-метровой трассе управляемости.

Основной особенностью проведения теста на ледяном покрытии было то, что шины при контакте со льдом растапливали его верхний слой, на котором появлялась тонкая водная пленка, которая в свою очередь быстро замерзала. Но замерзание происходило при ином давлении и температуре, что выстраивало более плотную кристаллическую решетку льда, которую с каждым разом было все труднее растопить. Таким образом, при постоянной температуре минус 17 градусов Цельсия с каждым заездом лед становился все более цепким, и шины, как следствие, показывали лучшие результаты. Чтобы избежать неточности в измерениях, пилоты через каждые три заезда повторяли заезды на «базовых» автошинах, в роли которых выступали Nokian Hakkapeliitta R2. По результатам подсчетов лучшими на трассе управляемости стали шины Hankook, самый короткий тормозной путь на льду оказался у комплекта Pirelli, а разгон – у покрышек Nokian. Таким образом, однозначного фаворита на льду не оказалось.

Не снегу в лидеры вырвались автошины Pirelli. Audi A3 обутый в шины Winter Ice Control лучше всего тормозил и быстрее всего проходил трассу управляемости. Pirelli спасовали только при разгоне. Виной тому стал направленный дизайн протектора, более эффективно работающий на торможении.

Автошины Nokian оказались лучшими на асфальтовом покрытии, причем, как на сухом, так и на мокром. К тому же они показали самый короткий тормозной путь. Помимо этого финские шины показали очень хорошие результаты на «переставке».

По окончании основных дисциплин, всем шинам был устроен краш-тест. Самыми прочными оказались японские покрышки Bridgestone, «испустившие дух» лишь на скорости 80 км/час. Причем шины Bridgestone Blizzak Revo GZ оказались даже прочнее своего шипованного «собрата» Ice Cruiser 7000. А вот шины Pirelli, напротив, пробились на скорости 40 км/час. Однако даже такие показатели прочности не помешали им занять призовое второе место. Общую победу одержали шины Nokian Hakkapeliitta R2, рекомендованные по результатам как для городской, так и для загородной езды.

Итоги теста:

1 место – Nokian Hakkapeliitta R2

Общая оценка: 9.3 балла
+ Сцепные свойства на льду
+ Высокое сопротивление аквапланированию
+ Тормозные свойства на мокром и сухом асфальте
– Высокая цена

Новые покрышки Nokian Hakkapeliitta R2 обеспечили автомобилю минимальный тормозной путь как на сухом, так и на мокром асфальте. Они обеспечивают прекрасные тяговые и тормозные характеристики на льду, сдав несколько позиций конкурентам лишь на трассе управляемости. Хорошие сцепные характеристики на снегу, несмотря на нехватку мягкости и плавности реакций в поворотах.

 

2 место – Pirelli Winter Ice Control

Общая оценка: 9.2 баллов
+ Сцепные свойства на льду
+ Управляемость на льду и снегу
+ Плавность хода
– Тяговые характеристики на снегу
– Низкая ударная прочность

Этот комплект шин показал самый короткий тормозной путь на снежном и ледяном покрытиях. Предсказуемое поведение Pirelli показали и на извилистых трассах управляемости. Единственное, что подводит на зимних дорогах – неважная разгонная динамика на снегу. IceControl оказались самыми комфортными на асфальтовом покрытии, но в краш-тесте шины оказались самыми слабыми.

 

3 место – Continental ContiVikingContact 5

Общая оценка: 8.9 баллов
+ Сцепные свойства и управляемость на асфальте
+ Тормозные свойства на снегу
+ Ударная прочность
– Поперечные сцепные свойства на льду и снегу

В продольном направлении на льду шины показали весьма хорошие результаты, а в поперечном рано уходят в скольжение, не позволяя хорошенько разогнаться на трассе управляемости. На снегу Continental работают лучше, особенно в тестах на торможение. На снежной трассе управляемости автомобиль легко вписывается в виражи. Самая высокая скорость маневра «переставка» на сухом асфальте.

 

4 место – Bridgestone Blizzak Revo GZ

Общая оценка: 8.7 баллов
+ Высокая ударная прочность
+ Сцепные свойства на льду
+ Сцепные свойства и управляемость на асфальте
– Тормозные свойства на снегу
– Управляемость на льду и снегу

По продольным сцепным свойствам на льд эти шины уступают лишь комплекту шин Pirelli и Nokian. Bridgestone показали лучшее время прохождения ледяного круга и хороший зацеп на гладком льду. На снегу шинам не хватало сцепления при торможении и маневрировании. На асфальтовом покрытии Blizzak Revo GZ показали хорошие результаты в тестах на торможение и управляемость. Помимо прочего покрышки лучше других держат удар при наезде на препятствие.

 

5 место – Michelin X-Ice 3

Общая оценка: 8.6 баллов
+ Комфорт
+ Продольные сцепные свойства на льду
– Недостаточное сопротивление аквапланированию
– Низкая ударная прочность

На льду шины Michelin X-Ice 3 показали весьма сбалансированные характеристики. На снегу управлять автомобилем сложнее – длинный тормозной путь и скольжение в поворотах. Похожая картина и на асфальте. Высокий уровень комфорта и низкое сопротивление качению дают обманчивое впечатление надежности. Стоит чуть прибавить скорость, как теряется четкость управления. Помимо этого шины оказались в тройке самых слабых по итогам краш-теста.

 

6 место – Yokohama iceGUARD iG50

Общая оценка: 8.3 баллов
+ Продольные сцепные свойства на льду
+ Разгонная динамика на снегу
– Тормозные свойства на снегу и мокром асфальте
– Недостаточное сопротивление аквапланированию

 

На льду Yokohama обеспечили высокий уровень сцепления при разгоне и торможении, но в поворотах на небольшой скорости начинают скользить. На снегу у iG50 лучшее время разгона и максимальный тормозной путь. На трассе снежной управляемости шины показали весьма посредственное время. Средние показатели на асфальтовом покрытии. Неплохие результаты в «переставке» и высокий уровень акустического комфорта, компенсируются не самой высокой мягкостью.

 

7 место – Hankook i*cept

Общая оценка 8,3 балла
+ Сцепные свойства и управляемость на льду
+ Цена
– Сцепные свойства и управляемость на асфальте
– Низкая ударная прочность

Шины приятно удивили сцепными свойствами на льду: уверенное торможение, хороший разгон и лучшее время прохождения трассы управляемости. На снегу, несмотря на средние результаты в тестах на разгон и торможение, на трассе управляемости глубокие заносы задней оси. На мокром асфальте Hankook останавливается через 8 метров после комплекта Nokian! На сухом асфальте у шин также последний результат. Не впечатлили результаты и в тесте на «переставку».

 

8 место – Kumho I’Zen KW31

Общая оценка 8.3 балла
+ Высокая ударная прочность
+ Управляемость на льду
+ Цена
– Управляемость на снегу
– Сцепные свойства на мокром асфальте
– Низкая плавность хода

На ледяных поворотах шины Kumho еще как-то держатся, но в продольном направлении сцепные свойства весьма посредственны. На снежной дороге шины показали неплохие результаты в продольных дисциплинах и «третье» время прохождения круга, но поведение при маневрировании нестабильное. Тормозные характеристики на мокром и сухом асфальте плохие. Тем не менее, шины I’Zen KW31 достаточно легко прошли тест на «переставку».

 

9 место – Viatti Brina V-521

Общая оценка 8.2 балла
+ Высокое сопротивление аквапланированию
+ Управляемость на асфальте
+ Цена
– Управляемость на льду
– Низкая плавность хода

Практически во всех испытаниях шины Viatti оставляют позади себя двух-трех конкурентов. Отличные характеристики поперечного сцепления на льду и противостоянию аквапланирования. На асфальте шины показали высокую скорость при выполнении «переставки». Среди недостатков эксперты отметили низкий уровень комфорта на неровных дорогах.

 

10 место – Nordman RS

Общая оценка 8.1 балла
+ Тормозные свойства на снегу
+ Надежность управления на снегу
– Управляемость на льду и асфальте
– Шум

При разгоне и торможении на льду шины еще могут противостоять конкурентам, но на трассе управляемости Nordman показывают предпоследнее время. Хорошие тормозные свойства и поведение на снежной трассе управляемости. На асфальте мягкий протектор шины слишком рано начинает скользить, да и уровень шума у шин достаточно высокий, особенно в поворотах.

 

11 место – DMACK WinterSafe

Общая оценка 7.6 баллов
+ Высокое сопротивление аквапланированию
+ Тормозные свойства на мокром асфальте
+ Цена
– Сцепные свойства и управляемость на льду
– Управляемость на снегу
– Высокое сопротивление качению

На льду шины работают явно хуже остальных участников теста. На снегу же ситуация обратная: протектор покрышки обеспечивает хорошее сцепление и короткий тормозной путь. Шины DMACK уверенно справляются со снежно-водяной кашей и обеспечивают хорошие тягово-сцепные характеристики на асфальте.