«Сто семьдесят, сто восемьдесят, сто девяносто…» — это Иван Шадричев пересчитывает шипы в протекторе автошины. Стоп! Откуда сто девяносто, если в североевропейских странах летом этого года вступило в силу ограничение по количеству шипов: не более 50 шипов на погонный метр протектора? Иными словами 16-дюймовая покрышка (205/55 R16) должна иметь 96 шипов! После подсчета, в очередной раз убеждаемся, что протектор автошины Nokian Hakkapeliitta 8 содержит 190 шипов, что чуть ли не вдвое больше ограничения!Почему в Nokian Tyres не соблюли новые правила, и какие преимущества дает такое количество шипов перед конкурентами разбирались эксперты газеты «Авторевю» Олег Растегаев, Андрей Мохов и Иван Шадричев по ходу очередного сравнительного теста «Что нашипели шипы». В тесте зимних шипованных шин приняли участие десять моделей типоразмера 205/55 R16.

Помимо того, что использование шипованных шин способствует износу асфальтового покрытия, экологи утверждают о канцерогенности асфальтовой пыли. Новая норма ограничивающая количество шипов, которое не должно превышать 50 штук на погонный метр протектора вступила в силу в 2009 году. Отметим, что новые правила касаются всех шин вне зависимости от ширины и диаметра покрышки. Нормативы по вылету шипа над поверхностью протектора остались прежними – не более 1,2 мм.

Несмотря на столь строгие требования, есть возможность увеличения количества шипов в протекторе, при условии того, что производитель докажет что увеличение их количества не усиливает воздействие на дорожное полотно. Специально для этого на базе полигона Test World была разработана уникальная методика оценки воздействия шипованных шин на дорогу. Если изъясняться более понятным языком, то после некоторого количества проездов по гранитной плитке ее масса не должна уменьшаться более, чем после такого же количества проездов на шинах с разрешенным количеством шипов.

В новых шинах Nokian Hakkapeliitta 8 количество шипов увеличилось в полтора раза. Шина успешно прошла тест на воздействие шипов на дорожное полотно под строгим контролем агентства по транспортной безопасности Trafi. Несмотря на многочисленные возражения конкурентов, специалисты компании Nokian Tyres утверждают, что добиться таких показателей было нелегко. Три года разработок явили свету новую облегченную конструкцию шипов, которая в сочетании с передовыми технологиями крепления и специальной подушечкой в его основании смягчает удар шипа о дорогу.

Лёд

На автомобиле Audi A3 с включенной системой стабилизации эксперты проводят несколько разгонов и торможений на льду на каждом комплекте шин. В этой дисциплине самый короткий тормозной путь оказался у шин Continental ContiIceContact, они же обеспечили автомобилю и лучшую разгонную динамику. Оказывается, что 130 шипов шины Continental работают немного лучше, чем 190 у шин Nokian, занявших в этом тесте второе место. Оказывается, что для снижения вредного воздействия на дорожное полотно технологи Nokian не только уменьшили вес шипов, но и сделали их меньше по высоте и диаметру. С небольшим отставанием от лидеров расположились две новинки этого сезона – шины Pirelli Ice Zero и Gislaved Nord Frost 100 с вполне приемлемыми результатами.

Следующим испытанием для всех комплектов шин стала оценка управляемости. Она проходила на ледовом круге и извилистом участке трассы с учетом времени прохождения и субъективной оценки удобства и надежности управления. В этой дисциплине уверенную победу одержали покрышки Nokian Hakkapeliitta 8. На втором месте шины Continental, которым в затылок дышит Gislaved.

Снег

Тесты на 600-метровой трассе с идеально укатанным снегом представляют собой замер тормозного пути со скорости 50 км/час на автомобиле с включенными системами безопасности ABS и Traction Control. Разница между лучшими Dunlop Ice Touch и худшими Bridgestone Ice Cruiser 7000 составила менее трех метров. При разгоне лучшими оказались шины Nokian, из чего следует, что активная работа велась не только над шипами, но и над протектором. И на трассе управляемости самыми предсказуемыми оказались покрышки Hakkapeliitta 8. Эксперты отдельно отметили растянутые скольжения в поворотах, которыми грешили шины Bridgestone и «Кама».

3

Асфальт

Первым асфальтовым испытанием было противостояние 3,5 сантиметровому слою снежно-водяной каши. Среди аутсайдеров оказались шины Hankook, всплывшие уже на скорости 19,4 км/час. Впрочем, и лидер Bridgestone Ice Cruiser 7000 не смог разогнаться больше 21,2 км/час.

На мокром асфальте без примеси снега самый короткий тормозной путь у шин Gislaved, а самый длинный у Nokian. Несмотря на достаточно плохие результаты на мокром асфальте, модель Hakkapeliitta 8 показала один из лучших результатов на сухом покрытии. Лидером, показавшим самый короткий тормозной путь на сухом асфальте стали шины Dunlop Ice Touch.

В тестировании на уровень акустического комфорта самыми тихими оказались шины Michelin X-Ice 2, а самыми громкими Nokian, «Кама», Pirelli, Continental и Bridgestone. Помимо прочего, X-Ice 2 вместе с Hakkapeliitta 8 оказались еще и самыми мягкими.

Краш-тест шин проводился начиная со скорости 40 км/час, когда автомобиль наезжал на бордюр высотой 83 миллиметра установленный под углом 30 градусов. Если шина выдерживает испытание, то скорость увеличивается на 5 км/час, и так до тех пор пока не покрышка не получит пробой. Крепче всего оказались шины Bridgestone, в конструкции которых использован усиленный каркас. Их удалось пробить лишь на 70 км/час. На втором месте по прочности оказались шины Continental – 60 км/час. Большинство участников теста не выдерживали наезда на препятствие на скорости 50 км/час, а вот шины Michelin были пробиты на 40 км/час.

Результаты теста:

1 место – Шины Nokian Hakkapeliitta 8

Общая оценка 9,0 баллов
+ Сцепные свойства на льду и снегу
+ Управляемость на льду и снегу
+ Тормозные свойства на сухом асфальте
– Сцепные свойства на мокром асфальте
– Шумность
– Высокая цена

На трассе управляемости – лучшее время, но преимущество перед шинами Continental у которых на 60 шипов меньше несущественное, а по разгонной динамике даже ContiIceContact даже лучше. Традиционно хорошие результаты Hakkapeliitta 8 показала в снежных испытаниях. Нестабильное поведение на асфальте, хорошее замедление на сухом асфальте и самый длинный тормозной путь на мокром. Явным минусом шин Nokian Hakkapeliitta 8 является их высокий уровень шума и цена.

 

2 место – Шины Continental ContiIceContact

Общая оценка 9,0 балов
+ Сцепные свойства на льду и снегу
+ Управляемость на льду и снегу
+ Ударная прочность
– Сцепные свойства на мокром асфальте
– Шумность

Лучшие характеристики разгона и торможения на льду. Уверенное прохождение ледяной трассы управляемости. Хорошие показатели на снежной дороге были немного подпорчены склонностью к заносу задней оси автомобиля, в итоге второй результат. ContiIceContact показали средние свойства на сухом асфальте, хотя маневр «переставка» был пройден очень хорошо. Очень прочная конструкция, позволяющая держать удар. Надежная фиксация шипов на клей обеспечивает в 2-2,5 раза большее усилие необходимое для их потери.

 

3 место – Шины Gislaved Nord Frost 100

Общая оценка 8,8 баллов
+ Сцепные свойства и управляемость на льду
+ Сцепные свойства на снегу
+ Сцепные свойства на асфальте
– Умеренные показатели управляемости на снегу

Несмотря на 96 шипов шины Nord Frost 100 показывают лучшие результаты на льду, чем их более «зубастые» конкуренты. На трассе управляемости шина заняла третье место, но отставание от лидера, имеющего 130 шипов, меньше секунды! Шина показала достойные характеристики на снежном покрытии, несмотря на резковатые срывы в скольжение на трассе управляемости. Самый короткий тормозной путь на мокром асфальте! Не сильно шумят, мягко проходят дорожные неровности и стоят разумных денег.

 

4 место – Шины Pirelli Winter Ice Zero

Общая оценка 8,7 баллов
+ Сцепные свойства на льду
+ Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте
– Умеренные показатели управляемости на льду и снегу
– Шумность

Хорошая продольная динамика на льду, но резкие срывы в боковое скольжение на трассе управляемости. Похожая ситуация и на снегу, но здесь шины показали средние показатели еще и в продольном направлении. Ice Zero показали хорошее замедление и на мокром и на сухом асфальте. Хорошая плавность хода, но высокий уровень шума, проникающий в салон автомобиля даже на снежной дороге, не позволили Pirelli подняться выше 4 места.

 

5 место – Шины Michelin X-Ice North 2

Общая оценка 8,5 баллов
+ Комфорт
+ Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте
– Недостаточное сопротивление аквапланированию
– Низкая ударная прочность

Michelin X-Ice North 2 обладают высокой устойчивостью на скользкой дороге, но скольжения длятся немного дольше, чем хотелось бы. Та же ситуация на асфальте – растянутые скольжения не дают выполнить «переставку» на большой скорости. С торможением никаких проблем и уровень комфорта лучший среди остальных участников теста. Слабая боковина сделанная в угоду комфорту и экономичности не выдерживает наезд на препятствие уже на скорости 40 км/час, тогда как остальные держатся до 50 км/час, а наилучший результат равен 70 км/час.

 

6 место – Шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Общая оценка 8,4 балла
+ Тормозные свойства на снегу и льду
+ Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте
+ Ударная прочность
– Управляемость на льду
– Тяговые возможности на снегу

Несмотря на то, что модель Ice Arctic была представлена только в прошлом году, основной причиной их отставания от лидеров является высота шипов над уровнем протектора, которая в среднем составляет 0,9 миллиметров, против 1,2 – 1,3 у конкурентов. На трассе управляемости шины уступили целых 10 секунд! На снежном покрытии ситуация лучше, но есть проблемы с разгоном. На асфальте средние показатели и хорошее противостояние ударам.

 

7 место – Шины Dunlop Ice Touch

Общая оценка 8,3 балла
+ Сцепные свойства и управляемость на асфальте
+ Тормозные свойства на снегу
– Управляемость на льду и снегу
– Плавность хода

Шипы в шине Dunlop Ice Touch, как и в шинах Goodyear посажены глубоко. Это не удивительно, ведь обе модели разрабатывались одной командой инженеров и выпускаются на одном заводе. Модель Ice Touch обладает также и схожими проблемами на извилистой трассе в поперечном сцеплении, из-за чего автомобиль норовит сорвать в скольжение на ледяной трассе управляемости. Самый короткий тормозной путь на снегу, но разгон и управляемость оставляют желать лучшего. Минимальный тормозной путь и самая высокая скорость «переставки» на сухом асфальте.

 

8 место – Шины Bridgestone Ice Cruiser 7000

Общая оценка 7,5 баллов
+ Высокая ударная прочность
+ Высокое сопротивление аквапланированию
+ Сцепные свойства и управляемость на асфальте
– Сцепные свойства на льду и снегу
– Управляемость на льду и снегу
– Комфорт

Весьма скромные сцепные свойства на льду и снегу по сравнению с конкурентами обусловлены более твердой резиновой смесью и шипами стандартной конструкции. Несмотря на это, на снежно-водяной каше шины Bridgestone всплывают позже других и на асфальтовой трассе показывают уверенную управляемость. Больше всего порадовали непробиваемые боковины покрышки, хотя это не лучшим образом повлияло на плавность хода.

 

9 место – Шины Hankook Winter i*Pike

Общая оценка 7,5 баллов
+ Цена
+ Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте
– Сцепные свойства на льду и снегу
– Низкое сопротивление аквапланированию
– Сцепные свойства на мокром асфальте

Шипы шины Hankook едва выступают над уровнем протектора, есть такие, которые возвышаются лишь на 0,3 мм, и на льду такие шипы конечно не работают. Несмотря на скольжение, шина получает хорошую оценку за надежность управления, так как предел по сцепным свойствам ощущается очень хорошо. На снегу шины так же не показали хороших результатов. Самая низкая скорость всплытия на снежной шуге и длинный тормозной путь на мокром асфальте лишь отчасти компенсировали средние показатели на сухой дороге.

 

10 место – Кама Euro-519

Общая оценка 7,1 баллов
+ Цена
+ Тормозные свойства на снегу
– Сцепные свойства на льду
– Управляемость на льду и снегу
– Низкий уровень комфорта

Шины обладают хорошими продольными сцепными характеристиками и непрогнозируемыми сносами на снежной трассе управляемости, заставляя перед каждым поворотом снижать скорость чуть больше, чем на шинах конкурентов. На льду похожая ситуация. Скольжения плохо прогнозируются, а тормозной путь оставляет желать лучшего. Причина проста: средний выступ шипа равен 0,8 миллиметрам, что мало для уверенного поведения на зимних дорогах. Средние показатели на асфальте, при маневрировании, реакции на руль вялые. На неровностях шины одни из самых жестких.