Покупая новую «обувь» для своего автомобиля, каждый автовладелец должен определить критерии, которые наиболее важны для него исходя из предстоящих условий эксплуатации машины.  Любая покрышка – это компромисс, т.к. человечество еще не изобрело универсальных шин. Пока не существует автомобильных покрышек, способных легко и с бешеной скоростью катиться по автобану, надежно «грести» в снегу, не скользить на льду и помогать выбираться из топкой грязи.

Эксперты белорусского издания AutoBild захотели хоть как-то облегчить жизнь владельцам внедорожников и кроссоверов, чаще всего ломающим голову над выбором необходимого типа покрышек, который шире, чем для классических легковых машин. Для этого, они испытали зимнюю, всесезонную, универсальную (да, эти два условных типа шин существуют), летнюю и внедорожную шины (из них четыре покрышки одной марки Continental, но модели разные по предназначению) кроссоверного размера 215/65 R16. Реальные испытания шин  проводились в Швеции на автомобиле VW Tiguan.



На четырех шинах из пяти (кроме летних) имеется маркировка M+S. Такая шина, согласно директиве ЕС, автоматически является «зимней»: на ней можно перемещаться по дорогам тех стран, где в зимний сезон обязательно использование зимних шин. Однако следует заметить, что каждый производитель шин волен ставить маркировку M+S на свои шины: никакая организация не проверяет достоверность того, что данная шина обладает «рисунком протектора и структурой, разработанной для лучшего функционирования в снежных условиях по сравнению с обычной шиной». То есть, реальная пригодность шин M+S к эксплуатации зимой всегда остается под вопросом.

Символом «снежинка на фоне горного пика» производители шин не могут маркировать свои изделия так, как им заблагорассудиться. Право на этот символ шина получает после сертифицированных испытаний. Но и тут есть нюанс: шина-претендент на ношение «снежинки» при сертификации (правила которой не менялись с 1999 года) сравнивается с древними шинами Uniroyal Tiger Paw. Если в сравнении с ними новые шины обладают на 10% лучшим сцеплением на снегу, они официально называются зимними и получают маркировку «снежинка». Понятно, что сегодня очень многие шины превосходят старый-престарый «эталон», даже всесезонные шины нередко получают соответствующее одобрение и маркируются «снежинкой». 

 


Летние шины на снегу – большая ошибка. Это ясно без слов. Но насколько велика разница на самом деле? Тест на торможение на снегу со скорости 50 км/ч проливает свет на истинные масштабы бедствия. Если тормозной путь на настоящей зимней шине составляет 33,9 м, то на летней шине Tiguan скользит целых 83,4 метра! Более того, пройдя 33,9 метра (это дистанция до полной остановки на зимних шинах), кроссовер на летних шинах сбрасывает скорость всего до 39 км/ч. В общем, прекрасные тормоза с ABS не могут исправить ошибку с неправильным выбором шин.

Три другие альтернативные шины по своим характеристикам все же ближе к зимним, чем к летним асфальтовым. Всесезонная, универсальная и внедорожная покрышки обладают примерно одинаковым тормозным путем: от 41,5 до 45,7 метров. Это, конечно, вдвое лучше результата летней шины, но все же говорить об их пригодности для зимней эксплуатации не приходится. К счастью, они не маркированы «снежинкой» и поэтому не вводят потенциального покупателя в заблуждение относительно их характеристик.

Очень похожая ситуация получилась при испытании на управляемость и в слаломе. Управляемость на летних шинах отвратительная, резервы для маневрирования отсутствуют. На зимних шинах автомобиль остается под контролем. Результаты трех альтернативных шин где-то посередине.

Выяснилось, что испытанные внедорожные шины General Grabber AT на снегу даже чуть более безопасны, чем всесезонные покрышки Continental CrossContact LX.



Однако истинной пригодностью к зимней эксплуатации и достаточным уровнем безопасности обладают лишь зимние шины. Причем, маркированные «снежинкой».

А теперь окончательные итоги сравнительных тестов шин размерностью 215/65 R16 на снегу:

5-е место – Летняя шина Continental CrossContact UHP 98H.

Сцепление – 0;
Торможение – 0;
Управляемость – 0;
Слалом – 0;
Итог – 0;
Достоинства – отличные характеристика на сухом и мокром асфальте, протектор хорошо защищен от порезов;
Недостатки – очень длинный тормозной путь на снегу, очень небезопасные характеристики, на снегу практически полное отсутствие реакций на повороты руля.

4-е место – Всесезонная Continental CrossContact LX 98H с маркировкой M+S.

Сцепление – 2;
Торможение – 1;
Управляемость – 2;
Слалом – 2;
Итог – 1,75;
Достоинства – вполне приемлемое сцепление на снегу, протектор хорошо защищен от порезов, хороши на легком бездорожье;
Недостатки – в сравнении с зимними шинами тормозной путь на снегу значительно длиннее, средний боковой увод на снегу.

3-е место – Внедорожная покрышка General Grabber AT 98T с маркировкой M+S.

Сцепление – 3;
Торможение – 2;
Управляемость – 2;
Слалом – 2;
Итог – 2,25;
Достоинства – приемлемое сцепление на снегу, протектор хорошо защищен от порезов, хороши на легком бездорожье;
Недостатки – в сравнении с зимними шинами длинный тормозной путь на снегу, умеренный боковой увод на снегу.

2-е место – Универсальная шина Continental 4×4 Contact 98H M+S.

 

Сцепление – 2;
Торможение – 2;
Управляемость – 3;
Слалом – 3;
Итог – 2,5;
Достоинства – приемлемое сцепление на снегу, протектор хорошо защищен от порезов, хороши на легком бездорожье;
Недостатки – в сравнении с зимними шинами длинный тормозной путь на снегу, умеренный боковой увод на снегу.

1-е место – Зимняя Continental CrossContact Winter 98T с маркировками M+S и Снежинка.

Сцепление – 5;
Торможение – 5;
Управляемость – 5;
Слалом – 5;
Итог – 5;
Достоинства – лучшие шины на снегу, безопасная управляемость, очень короткий тормозной путь, высокая чувствительность управления;
Недостатки – протектор с  множеством ламелей быстро повреждается при езде по бездорожью.